С 1 января 2014 г. вступил в силу Федераль­ный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный за­кон № 426-ФЗ). Специальная оценка условий тру­да, представляющая собой единый комплекс по­следовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных фак­торов производственной среды и трудового про­цесса и оценке уровня их воздействия на работ­ника, заменяет процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда, тем самым приближая российский механизм оценки условий труда к ев­ропейской модели оценки профессиональных ри­сков. Принятие Федерального закона № 426-ФЗ повлекло внесение многочисленных изменений в уже действующие нормативные документы

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭКСПЕРТАМ

В соответствии со ст. 20 Федерального зако­на № 426-ФЗ к трудовой деятельности в каче­стве эксперта организации, проводящей спе­циальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выпол­нения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке ус­ловий труда (далее — сертификат эксперта).

Лица, претендующие на получение сертифи­ката эксперта, должны соответствовать следую­щим требованиям:

  • наличие высшего образования;
  • наличие дополнительного профессио­нального образования, содержание дополни­тельной профессиональной программы которо­го предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее, чем 72 ч;
  • наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Необходимо отметить, что ст. 19 Федераль­ного закона № 426-ФЗ установила в числе про­чих требование к организации, проводящей специальную оценку условий труда, о наличии в ее штате не менее пяти экспертов, работаю­щих по трудовому договору и имеющих сер­тификат эксперта, в том числе не менее одно­го эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — «врач по об­щей гигиене», «врач по гигиене труда», «врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям». Ранее действовавшая про­цедура аттестации рабочих мест по условиям труда (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении поряд­ка проведения аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда») не предусматривала подобных требований.

ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ЛИЦ НА ПРАВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 №614 (далее – Правила аттестации).

Правилами аттестации утвержден перечень документов, которые должны быть предостав­лены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации лицами, пре­тендующими на прохождение аттестации (да­лее — заявитель):

1. заявление в произвольной форме, подписанное заявителем лично, в котором последовательно указываются следующие сведения о заявителе:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии);
  • сведения об имеющемся высшем образовании (наименование образовательной организации, проводившей обучение, направление подготовки (специальность), наименование, номер и дата выдачи документа об образовании);
  • сведения об имеющемся дополнительном профессиональном образовании (наименование организации, проводившей обучение, наименование дополнительной профессиональной программы и количество часов, предусмотренных в соответствующей дополнительной профессиональной программе на изучение вопросов оценки условий труда, номер и дата выдачи документа о квалификации);
  • сведения об опыте практической работы в области оценки условий труда (наименование работодателя, перечень работ, выполнявшихся в области оценки условий труда, стаж работы в области оценки условий труда);
  •  согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2. копия документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования;

3. копия документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

4. копия трудовой книжки и (или) документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.

Срок, определенный Правилами аттестации для рассмотрения Минтрудом заявле­ния и прилагаемых к нему документов, составляет 20 рабочих дней со дня их регистрации.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о допуске заявителя к аттестационному испытанию или об отказе в аттестации.

Правилами аттестации определен исчерпы­вающий перечень оснований для принятия ре­шения об отказе в аттестации:

  • несоответствие заявителя установленным  требованиям;
  • несоответствие представленных заявителем документов установленным требованиям или их представление не в полном объеме;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Аттестационное испытание проводится на русском языке в форме дистанционного тестирования. Тестирование проводится по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступны для ознакомления без взимания платы. Тестовые вопросы состоят из пяти частей и включают как общие вопросы по специальной оценке условий труда, так и специальные (по химическому, биологическому, физическому факторам и т.д.).

Заявитель прибывает на тестирование согласно, указанным в уведомлении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о допуске к аттестационному испытанию, дате, времени и месту для прохождения тестирования. Тестируемый должен иметь при себе уведомление и документ, удостоверяющий личность. Заявитель допускается к тестированию после удостоверения его личности уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Уполномоченное должностное лицо вправе оказывать заявителю техническую помощь в работе с системой тестирования.

Во время тестирования может осуществляться видеофиксация прохождения заявителем процедуры тестирования. В ходе проведения тестирования не допускается использование заявителем специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между заявителями в процессе проведения тестирования не допускаются. При нарушении указанных требований заявитель удаляется с тестирования уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Результат прохождения таким заявителем аттестационного испытания признается неудовлетворительным.

Заявитель регистрируется в системе тестирования, используя логин и пароль доступа, указанные в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию. При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. Заявитель выбирает один или несколько правильных, по его мнению, ответов на тестовый вопрос из нескольких предложенных в системе тестирования вариантов ответов и подтверждает свой ответ (ответы). Тестирование завершается заявителем после того, как он ответил на все вопросы теста, либо автоматически по истечении отведенного лимита времени.

Результат тестирования отображается в системе тестирования в электронном виде в форме протокола, в котором содержатся фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя, дата тестирования, количество правильных ответов на тестовые вопросы, итоговый результат тестирования.

Электронная форма протокола (протоколов) тестирования сохраняется в системе тестирования. Заявителю вручается копия протокола тестирования.

При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания. В остальных случаях Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

В случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания ему предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз. Повторное тестирование проводится не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя. Итоговое решение о результате прохождения заявителем аттестационного испытания принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам последнего пройденного им тестирования.

По результатам аттестационного испытания Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (в случае удовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания) или об отказе в аттестации (в случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания).

СЕРТИФИКАТ ЭКСПЕРТА НА ПРАВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

На основании решения об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации оформляет в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания сертификат эксперта, который вручается эксперту непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Форма сертифика­та эксперта, технические требования к нему и инструкция по заполнению сертификата ут­верждены Приказом Министерства труда и со­циальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 32н.

Срок действия сертификата составляет пять лет с момента его выдачи или направления по по­чте заявителю. По окончании срока действия сер­тификата эксперты вновь проходят аттестацию в порядке, установленном Правилами аттестации.

В качестве оснований для аннулирования сертификата эксперта Правилами аттестации предусмотрены следующие случаи:

  • назначение в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу;
  • установление факта представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений;
  • установление факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Решение об аннулировании сертификата до­водится до сведения эксперта в течение десяти рабочих дней со дня его принятия посредством направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом вновь получить сертификат эксперта такое лицо смо­жет не ранее чем через 3 года со дня принятия решения об аннулировании сертификата.

Реестр экспертов, в котором содержатся све­дения об экспертах и выданных (аннулирован­ных) им сертификатах, ведется Министерством труда и социальной защиты Российской Фе­дерации в порядке, установленном Приказом от 24.01.2014 № 32н.

Отмена аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда и введение процедуры специальной оценки условий труда с ее более жесткими требованиями в отношении лиц, уполномочен­ных проводить измерения (испытания) и оцен­ку потенциально вредных и опасных производ­ственных факторов, позволит пойти по пути улучшения качества и получения наиболее до­стоверных результатов оценки условий труда. В свою очередь, результаты специальной оцен­ки условий труда, проведенной действительно квалифицированными специалистами, могут стать надежной основой для принятия рабо­тодателем адекватных и соответствующих действительности мер, направленных на реа­лизацию конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

ОБУЧЕНИЕ ПО СОУТ ДЛЯ ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЕРТА

Несмотря  на  то,  что  в  соответствии  со  статьей  27  Федерального  закона  от  28  декабря  2013 г.  №  426 З  «О  специальной   оценке   условий   труда»,  обязанности экспертов организаций вправе выполнять лица, допущенные к работе в испытательных лабораториях (центрах), вплоть до  31  декабря  2018 года,  многие  эксперты  на  рынке  принимают  решение  в  пользу обучения сейчас, не дожидаясь наступления указанного срока.

Рыночная конъюнктура все больше диктует свои правила, и ведущие компании на рынке в тендерах уже сейчас предъявляют требования, в соответствии с которыми эксперты, выезжающие к ним на проведение специальной оценки условий труда, должны входить в реестр Минтруда России.

Одним из условий получения статуса эксперта в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от  28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О  специальной оценке условий труда», является наличие у претендента дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программ ы  которого  предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов.

АНО «НИИ ДПО» проводит обучение лиц, претендующих  на  получение  сертификата  эксперта на право проведения специальной  оценки  условий  труда. С начала года обучение по указанной программе прошло порядка 200 человек, каждый  из  которых  впоследствии успешно  прошел аттестационное  испытание  в  территориальных  органах  Роструда.

Продолжительность  обучения  по  программе  составляет 72  часа.

Организация обучения возможна в дистанционном формате в полном объеме либо в очно-дистанционной форме (8 часов очного обучения и 64 часа самостоятельной подготовки с применением дистанционных образовательных технологий). Слушатели, успешно завершившие обучение по программе, получают удостоверение о повышении квалификации. Обучающий  курс по программе  обучения  лиц,  претендующих  на  получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда, содержит базу нормативных правовых документов, промежуточное и итоговое тестовое испытание.

Такой подход к подаче учебно-методического материала позволяет наиболее эффективно закрепить полученные знания и быстро найти необходимую информацию. При этом, каждый обучающийся имеет возможность самостоятельно определять виды учебно-методической  информации,  представляющие для него практическую ценность и необходимые ему для изучения и успешного прохождения итоговой проверки знаний. Такой индивидуальный подход позволяет сэкономить время на изучении слушателем отдельных тем обучающего курса, по которым его знаний и практического опыта достаточно для успешного прохождения итогового тестового испытания. 

Для связи с нами Вы можете:

позвонить нам или заказать  обратный звонок
отправить заявку с сайта   заявка на обучение
Ваше сообщение успешно отправлено!
Ваше сообщение успешно отправлено!
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы можем хранить куки (cookies) вашего браузера. Политика конфиденциальности